Ролики мультфильмов серии Фиксиков и Смешариков по профилактике пожарной безопасности
Фикси-урок: Лесные пожары 1. Причины
Фикси-урок: Лесные пожары 2. Как спастись
Фикси-урок: Лесные пожары 3. Как предотвратить
Подвиг - Смешарики 2D. Азбука защиты леса
Самый страшный зверь - Смешарики 2D. Азбука защиты леса
Элементарно, Ёжик - Смешарики 2D. Азбука защиты леса
ГУО «Калинковичский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»
Мастер-класс
Тема «Изготовление ароматического саше»
Педагог дополнительного образования
Логвиненко С.И.
Мастер-класс
Тема: «Изготовление ароматического саше»
Цель: Освоение технологии изготовления ароматического саше. Расширение знаний детей об истории появления ароматных мешочков с травами и многообразии видов ароматических растений. Развивать изобретательность и устойчивый интерес к творчеству. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: заготовка мешочков - саше, ленточки, иголки, нитки, засушенные травы, ножницы.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Приветствие. .
Игра на внимание и память
Сообщение темы мастер-класса. Рассмотрение заготовок мешочков, лент на столе.
2. Вступительная беседа.
- Биологические функции запахов.
- История появления ароматических мешочков.
- Техника создания ароматического саше
3. Практическая часть.
- Создание ароматического саше своими руками.
- Способы хранения ароматического саше.
4. Итог занятия.
Приятный запах… аромат- что за чудесные слова! Вряд ли найдется на земле человек, который не восторгался бы чудесным ароматом плодов, цветов, трав, духов. Сколько вдохновенных строк посвятили им поэты. И неудивительно, ведь наравне со звуками и красками, запахи сопровождают человека всю жизнь, они сопутствуют ему и в радости , и в горе.
Цветы — это воплощение красоты, нежности, хрупкости; каждый цветок уникален, не похож на другие. Хотя у каждого свои предпочтения при выборе ароматов, вряд ли можно найти человека, которому бы не нравились запахи благоухающих цветов. Сложно найти в мире что-то прекраснее. Почему цветы пахнут?
Пахнут эти нежные создания природы благодаря эфирным маслам, а точнее — содержащимся в них фитонцидам — особым веществам, которые содержатся в клетках лепестков или в листьях, а у некоторых растений вырабатываются специальными железами. Эти летучие вещества играют важную роль в жизни растений. В первую очередь они способствуют протеканию обменных процессов в растительных организмах. При выделении эфирные масла сразу испаряются, окутывая растение ароматным облаком. Эта завеса защищает растение от перегревания в дневное время и от переохлаждения ночью.
Запах цветов привлекает различных насекомых для опыления. Каждый вид цветковых растений подстраивается под своих опылителей. Например, цветы, опыляемые мотыльками и ночными мышами, раскрываются только ночью и обладают очень сильным запахом.
С помощью запаха растения-хищники заманивают добычу. Эфирные масла препятствуют заражению растительных организмов вредными грибами и бактериями. Запах некоторых цветов отпугивает травоядных животных и препятствует съедению. Поэтому скот обходит стороной резко пахнущие травы. Таким образом, запах позволяет растениям выиграть в конкурентной борьбе за существование.
В древние времена для хранения растений, которые являлись оберегами, не всегда использовали ткань. Мужчинам-воинам, идущим в поход, травы клали в рожки или раковины, которые плотно закупоривали.
Люди, относящиеся к высшим сословиям, носили растительные амулеты в виде медальонов. В центре украшения размещался драгоценный камень, который тоже являлся определенным талисманом, а вокруг него крепились травы и цветы. Растения - символы здоровья, вшивали в повседневную одежду и считали, что они защищают человека от болезней и сглаза. Женщины приспособились использовать растения с приятным запахом для ароматизации и дезинфекции жилища, одежды и постельных принадлежностей. Травки клали в маленькие сумочки и размещали по всему дому. С тех времен и пошла мода на тканый мешочек - саше. Его шили из текстиля разного вида, украшали кружевами и бантами. Чем богаче и оригинальней выглядел мешочек, тем выше считалось мастерство хозяйки дома.
В старину саше имело не только практическое применение (защита от моли, блох, ароматизация), но и несло мистический смысл. Считалось, что подушечки с определенными смесями трав могут защитить дом от злых духов, принести богатство или успех в любви.
Саше вешали у входа в дом, а так же носили на шее или в карманах одежды, как магический талисман, оберегающий от сглаза и злых чар.
Подобное изделие вы можете успешно использовать в машине, в шкафу, в ванной комнате и в спальне. Вы легко можете избавиться от докучающей бессонницы, поместив ароматическое саше в подушку. Зато в комнате вы можете использовать саше с примесью ароматных трав, которые способствуют повышению работоспособности и наполняют вас энергией, улучшают самочувствие и повышают настроение. Успешно применяются для поддержания красоты и здоровья, а также с целью борьбы со всевозможными заболеваниями.
С теплом и любовью выполненное ароматическое саше будет прекрасным подарком, сделанным своими руками или теплым знаком внимания. Разве в качестве подарка бывает что-то лучше, нежели такая благоухающая прелесть, каковой является ароматическое саше - милые мешочки с природным ароматом трав и цветов.
Сегодня есть много любителей ароматического саше, покупающих эксклюзивные и дорогие ароматные подушечки. Сохранить деньги и получить желаемый аромат, который нравится именно Вам, очень просто. Создайте собственное ароматическое саше.
Сделайте свое саше оригинальным элементом декора, вышив цветы или орнамент, украсьте лентами, кружевами и бусинами.
Итак, для изготовления саше отдавайте предпочтение натуральным тканям, которые способны дышать - шелк, хлопок, конопля, лен, бамбук или мешковина. А вот синтетические материалы совершенно не подходят, поскольку выполненное из них саше, свой аромат потеряет очень быстро. Подушечки должны быть маленькими. Основные их размеры - 10 на <st1:metricconverter productid="10 см" w:st="on">10 см</st1:metricconverter>, или же 5 на <st1:metricconverter productid="5 см" w:st="on">5 см</st1:metricconverter>. А вот наполняется саше всевозможными ароматами, которые вы только посчитаете нужными.
Однако, традиционными ингредиентами аромата саше, все же являются цветы и травы, цедра мяты, пряности, розмарина, тимьяна, душистой герани, эстрагона и пижмы
Современные мастерицы стали наполнять ароматные мешочки не только травами и засушенными цветами, но и другими компонентами: ягоды смородины, шиповника, барбариса; крупы (гречка, пшеничная); специи (гвоздика, ваниль, корица); опилки дерева; мыльная стружка. Еще один часто использующийся компонент в изготовлении современного саше - это эфирные масла ароматных растений: розы, мяты, лаванды, мелиссы и прочих. Их добавляют к основному наполнителю буквально пару капель. Приятный аромат такого мешочка держится очень долго. Однако интенсивный аромат специй, цедры и некоторых корней обязывает добавлять их лишь в незначительном количестве.
3. Практическая часть
- Знакомство с травами.
Шалфей. Содержащиеся в листьях вещества обладают бактерицидными и противовоспалительными свойствами. Известно положительное воздействие запаха шалфея на умственную и физическую активность. Аромат масла снимает судороги. Облегчает приступ головной боли, снимает нервное напряжение. Запах: орехово-травяной, с нотками мускуса, достаточно пряный, даже слегка тяжелый и холодящий
Иссоп. Эфирное масло применяется как тонизирующее и мягкое успокоительное средство для снятия усталости и напряжения, повышает выносливость, дарит ощущение тепла и комфорта.
Аромат иссопа: фантазийно - холодный, свежий, терпкий, слегка сладковатый.
Иссоп - одна из тех трав, которые влияют не на какой-то отдельный орган, а на организм человека в целом, регулируют энергетику человека. Светлая чистая трава, обладающая сильным исцеляющим действием. Ее иногда даже считают не магической, а священной травой.
В древности применялась для защиты от злых сил.
Если ребенку снятся дурные сны, то можно добавить в набивку матрасов травку или приготовить маленький мешочек с этой травкой и положить его под подушку. Запах этой травы убережет ребенка от испуга во сне.
Cтебель иссопа, положенный в обувь, предохраняет от злых духов; засунутая за пояс или зажатая в руке веточка может прибавить силы и снять усталость при длительной ходьбе. Умный и знающий маг, отправляющийся в длительное путешествие, всегда, берет с собой веточку этого растения.
Котовник. Повышает иммунитет. Эфирное масло котовника характеризуется высоким антимикробным и общеукрепляющим действием. Запах приятный, лимонный.
Запах травы поможет человеку расслабиться и освежится, сбалансировать свои эмоции, набраться новых сил.
Еще в средневековье описывались магические свойства котовника. Его высушенные листья использовали как закладки в колдовских книгах.
Мята- самое популярное ароматическое растение.
Запахи, которые вырабатывает мята оказывают на человеческий организм противовирусное и эмоциональное воздействие. В составе эфирного масла мяты находятся молекулы, способные оказать воздействие на нервную систему человека, при этом улучшая эмоциональное состояние и физическую активность. Аромат эфирного масла мяты способен тонизировать уставший организм, восстановить силы и снять стресс. Запах мяты действует весьма благоприятно в тот момент, когда нужно взбодриться, встряхнуться и продолжать работу или какое-то другое важное дело. Отлично воздействует на нервную систему, яркий и свежий аромат волшебным образом способен пробудить кого угодно.
Запах сильный, освежающий, ментоловый и легко узнаваемый.
- Игра «Чуткий нос»
- Приступаем к изготовлению саше своими руками. Нужно определиться, из каких трав вы будете составлять свое саше. Ориентироваться нужно на 3 запаха: в основе д.б. иссоп. Затем понемногу добавляете другие растения. которые формируют запах. Смешайте растения в коробочках, понюхайте. Если запах не понравился, добавьте еще щепотку другого растения.
- Берем готовые мешочки, которые сшиты из льняной ткани, аккуратно засыпаем смесь ароматических трав на 2\3 объема, оставив место для шва и удобства шитья. Мешочки д.б. плотными.
- Техника безопасности при работе с иглой.
НЕ отвлекаться во время работы с иглой;
НЕ оставлять иглу на рабочем месте БЕЗ нитки;
НЕ брать иглу в рот, НЕ играть с ней;
НЕ втыкай иглу в одежду;
до и после работы проверить количество игл;
во время работы втыкать иглу в игольницу;
передавать иглу в игольнице и с ниткой;
хранить иглу всегда в игольнице в одном и том же месте
- Берем иглу и шьем аккуратно, не спеша обметочным стежком. В конце шва закрепляем нитку и отрезаем ее.
- Приступаем к декору мешочка для саше Возьмите широкую ленточку для изготовления розочки. По краю ленточки, отступив примерно <st1:metricconverter productid="3 мм" w:st="on">3 мм</st1:metricconverter>. делаем сметочную строчку по всей длине ленты. Стежки делайте не широкие. Затем нитку стягиваем и закрепляем, но не отрезаем.
- Теперь возьмите узкую ленточку, сложите ее петелькой, чтобы внешний край был длиннее, а внутренний –короче. Прикладываем ленту на мешочек в левый крайний угол. Держим одним пальчиком и прикладываем розочку. Все вместе пришиваем к мешочку.
Способы хранения ароматического саше
С целью защиты вашего дома от проникновения негативных энергий, вы можете повесить саше у самого входа в дом.
Вы можете расположить его в ванной комнате, таким образом, чтобы на подвешенный мешочек спускалась струя воды.
Чтобы ночной сон был крепок, спрячьте саше под подушку или положите у самого изголовья кровати.
Для ароматизации одежды, полотенец и постельного белья, вы можете поместить саше в шкафу.
Для повышения работоспособности расположите мешочек на рабочем месте;
Для ароматизации вы также можете повесить саше в автомобиле (с этой целью преимущественно используются: розмарин, лимон, гвоздика и мята);
Ароматическое саше следует хранить не более 4-х месяцев, поскольку их запах со временем выветривается. Правда, запах можно периодически обновлять посредством добавления природных эфирных масел в исходную смесь.
Вот и получается, что ароматы придают нам энергию, силу, помогают ощутить бодрость и радость.
4. Итог занятия.
Давайте полюбуемся нашими работами.
- А что такое саше, кто помнит?(ароматическая подушечка) У вас получился сувенир - ароматическое саше. Его в двойне приятно дарить, порадовать любимых, подарить им тепло.
Уборка рабочего места, применение саше. Понюхайте, ваши эмоции- результат вашего творчества. Там ваша энергетика и умение. Теперь вам известна технология изготовления и назначения ароматического саше.
Мята
Мята богата ментолом (содержится в листьях растения), который обладает местнообезбаливающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами, способствует рефлекторному расширению коронарных сосудов. При стенокардии или болях в желудке и кишечнике мяту применяют внутрь. При невралгиях, зубной боли или как антисептическое и болеутоляющее средство при заболеваниях дыхательных путей при бронхите мяту используют наружно.
Для лечения мигрени применяют ментол в смеси с парафином в виде карандашей. Также ментол входит в состав капель Зеленина, валокордина, капель и мазей для лечения насморка. Для проведения ингаляций тоже применяют мятное масло. Мятное масло включается в состав мятных капель и таблеток. Для улучшения вкуса микстур и для полоскания рта добавляют мятную воду. Для лечения нейродермии используют ментоловый спирт. Для улучшения пищеварения, усиления аппетита, для избавления от тошноты и рвоты применяют настои и настойки из листьев мяты.
Там же листья мяты применяют при воспалении надкостницы, среднего уха и других заболеваниях. Помимо всего этого, мяту включают в сборы для улучшения вкуса и запаха.
Русская народная медицина листочки мяты применяет в качестве освежающего, желчегонного и потогонного средства. Из листьев дикорастущей мяты изготовляют сок, который используют для лечения камней в почках, а также как мочегонное средство, по столовой ложке смешивая с белым вином.
Листья и цветы мяты в свежем или в сушёном виде используют для приготовления различных блюд как приправу к салатам, супам, мясным и овощным блюдам, для аромата добавляют в соусы и чаи.
Чай, в который входит мята, оказывает: желчегонное, потогонное, успокаивающее воздействие. Мята входит в состав желудочного сбора и в сборы для принятия ванн.
Широко применяется мята в пищевой, кондитерской и парфюмерной промышленности, она содержится в зубных пастах и порошках и т. д.
Для избавления от головной боли эфирное масло (в спиртовом растворе 1:4) втирают в кожу, также его используют при мигрени, воспалениях на коже или для ингаляций при простудных заболеваниях.
Педагог дополнительного образования
<font face="Times New Roman, serif">Шорохова Н. Ю.</font>
СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ИСКУССТВО БОНСАЙ В БЕЛАРУСИ»
для учащихся 5-7 классов
Цель: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся в области биологии и охраны природы, формированию знаний учащихся об искусстве «Бонсай» через составление композиции деревца нашей Родины из подручных материалов.
Задачи:
Образовательная: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях; изучить термин, историю возникновения, основные стили искусства «Бонсай».
Развивающая: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность, развивать интерес к иностранным традициям и понятиям красоты; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к комнатным растениям и декоративным композициям, любовь к природе. Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «Искусство Бонсай в Беларуси», литература (распечатки фотографий), вазы и подставки, корни и ветки деревьев, листья, желуди, камни, ракушки, подручные материалы, клей, календарь на экологическую тематику «Времена года», набор жетонов для участников, ребусы, кроссворд на формате А2, рефлексия «дерево», «радуга».
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: познавательно-экологическая игра.
План мероприятия:
2. Основной этап.
2.1. Актуализация знаний учащихся. (Загадки)
2.2. Сообщение нового материала. (Ребусы)
2.3. Физкультминутка.
2.4. Закрепление новых знаний. (Кроссворд)
3.1. Техника безопасности.
3.2. Изготовление деревца из подручных материалов.
4.1. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Организационный этап.
Приветствие. Психологический настрой. (Показать рожицу своего настроения). (Приложение 4.) Сообщение новой темы и задач урока.
Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. Игра посвящена природе, проводится в целях выявления лучших знатоков и умельцев в области экологии и биологии, формированию знаний об искусстве «Бонсай» через составление композиции деревца нашей Родины из подручных материалов. Победит в нашей игре, самый внимательный, умный и умелый, а также самый творческий, тот, кто получит за время игры больше всего жетонов за правильные ответы. (Приложение 4).
Итак, начнём!
2. Основной этап.
2.1. Актуализация знаний учащихся.
Сначала, давайте вспомним то, что вы уже, я думаю, знаете. Для этого отгадайте загадки:
1. Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли…………………(Осень) Правильно.
Какие растения для гербария мы собираем осенью? (Листья, сухоцветы, осенние красивоцветущие цветы и растения)
А теперь ещё одна загадка:
2. Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу,
Тёплые весной придут ветра,
И меня прогонят со двора…………………….(Зима).
Расскажите, какие зимние композиции можно сделать? Из каких растений? Посмотрите внимательно на календарь и опишите их. (Венки из туи, веток сосны, ели и т.д.)
А теперь ещё одна загадка:
3. Пришла, улыбнулась – утихли метели,
И вдруг зазвенел колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревел, за работу взялись трактора.
А птицы запели – «вить гнёзда пора!»……………………(Весна).
Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? Какие композиции на нашем календаре вы видите? (Нежные, весенние.) Какие растения можно собирать весной?
А теперь последняя загадка:
4. Луг совсем как ситцевый,
Всех цветов платок
Не поймёшь, где бабочка,
Где какой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река.
Белые, пушистые в небе облака…………………………(Лето). Правильно.
Что мы собираем летом? Какие растения мы видим на календаре? Как правильно засушивать растения объёмные и плоские? (В сухом песке, в вате, в манке, в подвешенном состоянии, в лежачем состоянии, в книге.) Правильно.
А как называется объёмная композиция из засушенных растений? (Икебана)
Ребята, а откуда это название к нам пришло? (Из Японии). Правильно.
2.2. Сообщение нового учебного материала.
А сегодня мы с вами узнаем ещё одно японское название – «Искусство Бонсай».
(Звучит музыкальная композиция «Пение птиц»)
Ребята, а сейчас мы с вами окунёмся и переместимся в виртуальный японский лес. И узнаем, что же такое – «Искусство Бонсай». Вы все ходили в наш белорусский лес. Какие деревья там растут? Как нужно вести себя в лесу?
А как вы думаете, можно ли вырастить дома дерево, которое растёт в нашем лесу? Можно. Но для этого нужно знать, как это сделать. Технологию выращивания такого дерева. Чтобы оно было небольшим, не слишком высоким, как в нашем лесу, а поместилось, как комнатный цветок, у вас на подоконнике. А называется такое деревце – бонсай.
А теперь мы с вами узнаем происхождение бонсай. Его историю, стили и формирование. Слово «бонсай» означает «дерево в плошке, горшке». Это такое мини - деревце, специально выращенное в горшке для украшения и дизайна помещений. Тот же самый лес – только маленький. И находится он в горшках и вазах.
Возникло это искусство в 200 году до н.э. в Китае. Бонсай был придуман, как утверждает легенда, императором династии Ханьшуй, который решил воссоздать копию своего великолепного сада, с его речками, холмами и деревьями. Японцы довели бонсай до совершенства, и теперь это искусство считается традиционно японским.
Бытует ошибочное мнение, что бонсай – это изначально карликовое деревце: посадил семечко – и всё. Это далеко не так. Маленькими деревья становятся благодаря постоянным подрезкам, подвязкам и другим методам. Это своего рода копия дерева в миниатюре.
2.2.1. Что такое бонсай?
Это миниатюрное растение высотой от 20 см до 1 м, в точности по своей структуре повторяющее облик взрослого дерева. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в ёмкости выращивается не одно дерево. А целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами.
2.2.2. Растения для бонсай.
Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Традиционно бонсай выращивают из деревьев и кустарников, т.е. растений, имеющих твёрдый, одревесневающий ствол и ветви. Наиболее пригодны деревья хвойных пород: можжевельник, лиственница, кипарис, сосна, туя. Часто в качестве бонсай выращиваются и лиственные породы: берёза, дуб, бук, граб, ива, клён, рябина и др. Очень красочно смотрятся плодоносящие и цветущие деревья – акация, гранат, магнолия, мирт, персик, слива, цитрусовые. Следует понимать, что выбор растения определяется условиями содержания – в первую очередь температурой и освещённостью. Если помещение прохладное, то можно браться и за хвойные породы, если в комнате жарко, особенно зимой, то выбор ограничивается теплолюбивыми растениями (фикус, драцена, кордилина, гардения).
Ребята, расскажите пожалуйста, а какие у вас дома растут комнатные растения? Какие лекарственные растения вы знаете? Растут ли они в вашем доме? Давайте мы с вами сейчас разгадаем интересный РЕБУС!
(Кто первый разгадает, тот получает медальку. Можно разделить учащихся на небольшие группы.) (Ответы: алое, каланхоэ)
Молодцы ребята! Быстро справились с заданием. А сейчас из Беларуси, мы опять вернёмся в Японию, и я вам ещё немного расскажу про стили Бонсай.
2.2.3. Наиболее распространенные стили бонсай.
Развивающееся в течение столетий искусство выращивания бонсай приобрело свои стили и направления. Основных стилей 16, они отличаются по сложности формирования внешнего вида растения и ухода за ним. Назовём лишь некоторые из стилей бонсай.
Теккан, или симметричный. Это в основном классический стиль одиночного прямостоячего дерева.
Сякан, или наклонный. Бонсай, созданный в этом стиле, представляет собой дерево со слегка наклоненным в любую сторону стволом. При этом ветви и корни направлены в одну сторону.
Кэнгай, или согнутый ветром. Растение имеет ствол, сильно склоненный к горшку и даже ниже. Ветви должны быть направлены в одну сторону, при этом с другой стороны ствола ветвей может и не быть.
Хан-кэнгап, или полукаскад. Ствол растёт вверх, а затем наклоняется в сторону, иногда до основания контейнера.
Кабудати, или раздвоенный ствол. Два ствола, различающихся между собой по длине и толщине, с общей кроной.
Есе-уэ, или многоствольный. Целая композиция, состоящая из нескольких растений.
Хокидати, или метла. Растение с кроной, напоминающей метлу.
2.2.4. Формирование бонсай.
Красота бонсай достигается за счет специальных методов.
При формировании бонсай на стволе оставляют две-три главные ветви, а остальные срезают. Направление ветвям и стволу придают с помощью проволоки или подвешивая груз. Чтобы ствол хорошо просматривался, листву прореживают.
Корни, возвышающиеся над поверхностью земли, - важное отличие истинного бонсай. Для этого при пересадке корни приподнимают выше и не засыпают землёй. Формировать нужную форму корней можно также с помощью проволоки.
Утолщают ствол деревца также разными методами. Например, у основания ствол плотно, но не нарушая сокодвижения, перетягивается проволокой. Утолщение произойдёт выше перетянутого места. Или же снимают круговую полоску коры около 1 – 1,5 см и «ждут» новых корней в этом месте. Тогда ствол ниже этих корней обрезают, и растение пересаживают в контейнер для бонсай.
Окончательный образ бонсай придают укрытием почвы естественными элементами. Её или прикрывают мхом, или посыпают песком или гравием.
2.3. Физкультминутка.
Я смотрю вы немножко подустали меня слушать. А давайте теперь сделаем небольшую разминку и дальше продолжим наше занятие. Отодвиньте немного свои стульчики и встаньте возле стола.
Раз – подняться, - подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
2.4. Закрепление новых знаний. А сейчас мы с вами немного повторим то, что изучили. Для этого нам понадобится кроссворд. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете свои ответы вписывать в кроссворд.
Это кроссворд о деревьях, из которых можно создать такое «дерево в плошке». Итак, первый вопрос:
1. Как называется искусство, в переводе с японского, означающее «дерево в плошке, горшке»? (Бонсай)
2. Клейкие почки, зелёные листочки,
В платьице белом, серёжки одела?...(Берёза)
3. Зимой и летом, одним цветом,
Иголка длинна, зовётся …………….(Сосна)
4. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы…..(Рябина)
5. Никто не пугает, а вся дрожит?..........(Осина)
6. Благоухает летом, цветёт белёсым цветом,
Зимою и весною, на ней бобы, не скрою,
С великолепной грацией,
Зовут её………………………..(Акация)
7. Ассортимент деревьев – лимон, апельсин, мандарин………(Цитрусовый)
Молодцы ребята! Хорошо работали все. И все получают вот такие медальки.
3. Практический этап.
У нас, деревья, сделанные своими руками, из различных материалов, называют – топиарий. Они бывают разной формы – круглые, квадратные, треугольные. И делают их из подручных материалов, шишек, соломы, мха и др. Сейчас мы с вами попробуем сделать тоже такое деревце, что-то между топиарий и бонсай.
3.1. Техника безопасности с горячим пистолетом, колющими и режущими предметами и инструментами.
3.2. Изготовление деревца нашей Родины из подручных материалов.
Ребята берут подставки под деревце, пластилин, камушки, веточки, листики, мох и другой дополнительный материал для работы. Создают своё мини-деревце.
4. Заключительная часть.
4.1. Подведение итогов. Какие красивые деревца у вас получились! Вы все огромные молодцы! Самым лучшим игрокам, самым внимательным, и тем, у кого больше всех жетонов, вручаются поощрительные медальки.
Завершение работы. Уборка своих рабочих мест.
Рефлексия «Настроение».
А теперь оцените наше мероприятие, давайте узнаем, как вам понравилась наша игра. Повесьте на наше дерево свои листики. Красные – урок не понравился. Жёлтые – не очень понравился, но в целом было не плохо. И зелёные – очень понравился!
Всем огромное спасибо! Будем рады видеть вас в следующий раз!
Список использованных источников
- Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. / М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.; «Аванта +», 1995. – 673с.
- Жук, Л.И. Экологический марафон / ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск: Красико – Принт, 2013. – 128с. – (Праздник в школе).
- Жук, Л.И. Экологический патруль / ред. – сост. Л.И.Жук. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 128с. – (Праздник в школе.)
- Зарудняя, Т.В. Занимательные материалы по биологии. / Т.В. Зарудняя ИТД «Корифей», 2006. – 86 с.
- Кельбас, Р.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры / Р.В. Кельбас, Т.В. Емельянова Т.В. Дополнительное образование, 2004. №5. С 48–53.
- Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений. Гл. редколлегия: Л.И. Хоружик, Л.М. Сущеня и др. 2-е издание. Мн.: БелЭн, 2006.
- Щербакова, Ю.В. Интеллектуальные игры для школьников. Биология / Ю.В. Щербакова, И.С.Козлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 222с. – (Большая перемена).
Педагог дополнительного образования
<font face="Times New Roman, serif">Цветкова Е.В.</font>
Тема: Органайзер из картонных втулок
Цель: повышение экологической культуры; воспитание экологического мышления и сознания.
Задачи: уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
- развивать умение анализировать экологическую проблему;
- научить изготавливать органайзер из картонных втулок;
- развивать мелкую моторику рук, внимательность, быстроту реакции;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру;
Оборудование: картонные втулки, картон, обои, клей, ножницы
Тип занятия: мастер-класс
Ход мероприятия:
Добрый день! Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.
Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.
Но мы странно неправильно живём на земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные места – нет.
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% – идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятниках своей беззаботности.
Сегодня хотелось бы обсудить вопросы, от которых зависит качество нашей жизни.
1. Что такое твердые бытовые отходы?
Планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы еще не осознаем опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети?
Вопрос “куда деть мусор?” становится все актуальней, и мы попробуем сегодня ответить на него.
– Владимир Солоухин в своей повести “ Приговор” писал: “Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы городской, вы будете чувствовать себя лучше и проживете дольше”
“ Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную кучу, грязный двор, унылые серые здания, – это и будут ваши отрицательные эмоции.
Прослушав эти небольшие сообщения, я думаю, что каждый из нас сделает соответствующие выводы.
Обсуждение вопросов с учащимися:
- Как вы относитесь к проблеме отходов?
- В чем их опасность?
- Из чего состоят твердые бытовые отходы?
- Что из мусора может быть повторно использовано?
- Куда вы выносите мусор?
- Как часто его вывозят?
- Когда вы идете по улице, куда вы выбрасываете мусор?
Викторина:
Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляют:
– Пластмассы
– Стекло
– Металл
Прежде чем начать переработку отходов их необходимо:
– Рассортировать
– Собрать в одно место
– Раскрошить
Для того чтобы переработать пластмассу ее необходимо:
– Компостировать
– Сжечь
– Переплавить
Появление свалок влечет за собой:
– Загрязнение почвы
– Изменение климата
– Уродство ландшафта
Оптимальное решение мусорной проблемы это:
– Экономия энергии
– Развитие атомной энергетики
– Развитие ветровой энергетики
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
– 10 лет
– 50 лет
– 100 и более лет
Выброшенную в лесу бумагу съедят микробы за:
– 1–2 года
– 5–8 лет
– 20 и более лет
Загадки:
Загадка 1:
- Его производит обыкновенная корова
- В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения
- Когда его слишком много это становится настоящим бедствием
- Его необходимо компостировать
(Навоз.)
Загадка 2.
- Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать
- Предметы сделанные из нее весят мало
- Если ее поджечь, то появится едкий черный дым
- Ее нельзя выбрасывать так как она долго разлагается в природе
(Пластмасса.)
Загадка 3.
- Его делают из песка
- Чаще всего оно прозрачное
- Когда падает, оно разбивается
- Брошенное в лесу оно может стать причиной пожара
(Стекло.)
Загадка 4.
- Ее изобрели китайцы
- У нас ее получают из древесины
- Она легко горит
- Из нее получается очень много мусора
(Бумага.)
2. Что мы должны делать с отходами?
- Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках которые можно …. (использовать много раз или сдать в магазин).
- Одежду, которую ты уже не носишь … (можно отдать нуждающимся в детский дом/в церковь).
- Не выбрасывай старые игрушки и книги …. (они могут кому-то понадобиться).
- Узнай, где поблизости есть пункт приема вторсырья….(и сдай туда ненужную бумагу, стекло,пластик).
- Старайся не пользоваться пенопластом … (так как он практически не разлагается в природе).
- По минимуму использовать одноразовые вещи (одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты), заменяя их… (многоразовыми).
Практическая часть
Работы, сделанные своими руками, в последнее время набирают большую популярность. Тем более если эта работа ещё находит и практическое применение. Сегодня мы с вами изготовим органайзер из картонных втулок.
Правила безопасной работы с клеем.
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
- Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасности при работе с ножницами
- Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
- При работе внимательно следите за направлением резания.
- Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Не подходите к товарищу во время работы.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Мастер-класс «Органайзер из картонных втулок»
- Берём картонные втулки. Нам они понадобятся различные по диаметру и высоте. Количество также берём произвольное.
- Выставляем втулки так, как вам хочется, чтобы они располагались. В зависимости от этого подбираем нижнюю часть, которая будет в форме круга.
- Все картонные детали декорируем (обклеить декоративной бумагой, обоями, разноцветными полосочками, атласными лентами и т.д.)
- На круг-основу наклеиваем декорированные втулки.
- Декорируем по желанию.
Самостоятельная работа учащихся
Дети выполняют работу, я координирую их действия и провожу текущий инструктаж.
Презентация работ учащихся и их анализ
Уборка рабочих мест
Итог занятия
Рефлексия
Мастер- класс: «Оригами». Букет из роз.
Цель: Научить складывать букет роз.
Задачи:
Образовательные: научить складывать розы;
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение;
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, вызвать интерес к предмету оригами.
Оборудование и инструменты: образец готовых роз, клей, бумага, цветная бумага, ножницы, ватман.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Проведение инструктажа по технике безопасности.
3.Вводное слово педагога:
Ребята, я думаю, все здесь любят цветы, что мужчины, что женщины, приятно получать цветы всем. Сейчас мы с вами будем учиться изготавливать розы.
1.Приготовьте прямоугольник из цветной бумаги. Возьмите два одинаковых по размеру розовых квадрата.
2.Расположите квадрат «ромбом».
3.Согните пополам наискосок: вершины верхнего угла и поднятого должны находиться на одном уровне, а образуемые углы (два с этой стороны и два с другой) – одинаковые равнобедренные треугольники.
4.Перегните пополам.
5.Немного отступив от середины нижней стороны, поднимите боковые части, выводя их за пределы работы и перекрывая одну часть другой.
Молодцы, какие очень старательные к нам пришли сегодня дети. Вот на первом ряду у мальчиков очень аккуратно получается. И на третьем ряду девочки стараются. Молодцы какие, мамины помощники.
6.Переверните одну из деталей.
Физкультминутка.
Для развития мелкой моторики кисти и пальцев.
Раз мы сегодня с вами вспоминали о лете. Давайте вспомним о том, что у многих из вас ребята на земле есть бабушки они у нас очень трудолюбивые. Выращивают много цветов. Какие цветы вы знаете? А сейчас мы с вами сделаем разминку для пальчиков.
Цветок.
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается « Бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый « цветок».
6.У второй детали отогните поднятые части, оставляя складки.
7. Приклеить деталь ко второй.
8.Также сложите вторую розу из двух одинаковых квадратов. Из пятого квадрата сложите бутончик, выполняя действия.
Загадки:
Выглянул цветочек в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной;
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Раз, пришел разведчик – то придет весна! (Подснежник)
2. Нежно пахнущий, имеющий пышные, богатые соцветия белого, розового, бордового цветов. (Пион)
3. Элегантный цветок красного, белого, желтого цветов, одна луковица которого в 17 веке стоила целое состояние. (Тюльпан).
4. Цветок желтого цвета, носящий имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к самому себе. (Нарцисс).
5. Этот цветок можно назвать королевой сада. Однако , сорвать его не так просто. ( Роза)
Вот этот цветок из королевского сада мы сейчас с вами изготавливаем.
А сейчас мы с вами будем изготавливать чашелистик.
9. Возьмите зеленый квадрат для чашелистиков и согните пополам (если бумага зеленая только с одной стороны, то треугольник должен получиться зеленым).
10. Поднимите нижнюю часть.
11. Поднимите боковые части, равномерно отступая от середины слева и справа.
12. Сложите остальные чашелистики.
Вы пока работаете, стараетесь, я хочу прочитать вам стихотворение Ивана Сурикова «Колокольчик».
О чем колокольчик, все лето звенел?
О том, что словами, сказать не умел:
Как зорька, росой умывалась лесной.
Как радугой, становился грибной.
Звенел колокольчик, о добрых друзьях –
О солнечном ветре, цветах и шмелях.
О звездах, что грустно мерцают во мгле.
О том, как ему хорошо на земле.
Увяла трава, и цветы отцвели.
Прощальную песню, поют журавли.
Их песня похожа, на утренний сон.
И слышится в ней, колокольчика звон.
13. С помощью клея соедините цветки с чашелистиками (самая маленькая деталь – для бутона).
14.Согните один из оставшихся квадратов пополам (если бумага зеленая только с одной стороны, то треугольник должен получиться белым).
15. Согните первый слой треугольника, опуская левую сторону на нижнюю.
16. Согните уголки от себя.
17. Сложите другие листья.
18. Согните формат пополам, совмещая короткие стороны. Сделайте такую открытку, показываю, какая открытка должна получиться.
19. Подведение итогов.
Обратите внимание, какая открытка должна получиться у вас на развороте.
Чему научились на данном этапе занятия?
Самооценка и взаимооценка выполненных работ.
Педагог дополнительного образования
<font face="Times New Roman, serif">Веко И.А.</font>
Мастер- класс: «Оригами». Букет из роз.
Цель: Научить складывать букет роз.
Задачи:
Образовательные: научить складывать розы;
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение;
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, вызвать интерес к предмету оригами.
Оборудование и инструменты: образец готовых роз, клей, бумага, цветная бумага, ножницы, ватман.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Проведение инструктажа по технике безопасности.
3.Вводное слово педагога:
Ребята, я думаю, все здесь любят цветы, что мужчины, что женщины, приятно получать цветы всем. Сейчас мы с вами будем учиться изготавливать розы.
1.Приготовьте прямоугольник из цветной бумаги. Возьмите два одинаковых по размеру розовых квадрата.
2.Расположите квадрат «ромбом».
3.Согните пополам наискосок: вершины верхнего угла и поднятого должны находиться на одном уровне, а образуемые углы (два с этой стороны и два с другой) – одинаковые равнобедренные треугольники.
4.Перегните пополам.
5.Немного отступив от середины нижней стороны, поднимите боковые части, выводя их за пределы работы и перекрывая одну часть другой.
Молодцы, какие очень старательные к нам пришли сегодня дети. Вот на первом ряду у мальчиков очень аккуратно получается. И на третьем ряду девочки стараются. Молодцы какие, мамины помощники.
6.Переверните одну из деталей.
Физкультминутка.
Для развития мелкой моторики кисти и пальцев.
Раз мы сегодня с вами вспоминали о лете. Давайте вспомним о том, что у многих из вас ребята на земле есть бабушки они у нас очень трудолюбивые. Выращивают много цветов. Какие цветы вы знаете? А сейчас мы с вами сделаем разминку для пальчиков.
Цветок.
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается « Бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый « цветок».
6.У второй детали отогните поднятые части, оставляя складки.
7. Приклеить деталь ко второй.
8.Также сложите вторую розу из двух одинаковых квадратов. Из пятого квадрата сложите бутончик, выполняя действия.
Загадки:
Выглянул цветочек в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной;
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Раз, пришел разведчик – то придет весна! (Подснежник)
2. Нежно пахнущий, имеющий пышные, богатые соцветия белого, розового, бордового цветов. (Пион)
3. Элегантный цветок красного, белого, желтого цветов, одна луковица которого в 17 веке стоила целое состояние. (Тюльпан).
4. Цветок желтого цвета, носящий имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к самому себе. (Нарцисс).
5. Этот цветок можно назвать королевой сада. Однако , сорвать его не так просто. ( Роза)
Вот этот цветок из королевского сада мы сейчас с вами изготавливаем.
А сейчас мы с вами будем изготавливать чашелистик.
9. Возьмите зеленый квадрат для чашелистиков и согните пополам (если бумага зеленая только с одной стороны, то треугольник должен получиться зеленым).
10. Поднимите нижнюю часть.
11. Поднимите боковые части, равномерно отступая от середины слева и справа.
12. Сложите остальные чашелистики.
Вы пока работаете, стараетесь, я хочу прочитать вам стихотворение Ивана Сурикова «Колокольчик».
О чем колокольчик, все лето звенел?
О том, что словами, сказать не умел:
Как зорька, росой умывалась лесной.
Как радугой, становился грибной.
Звенел колокольчик, о добрых друзьях –
О солнечном ветре, цветах и шмелях.
О звездах, что грустно мерцают во мгле.
О том, как ему хорошо на земле.
Увяла трава, и цветы отцвели.
Прощальную песню, поют журавли.
Их песня похожа, на утренний сон.
И слышится в ней, колокольчика звон.
13. С помощью клея соедините цветки с чашелистиками (самая маленькая деталь – для бутона).
14.Согните один из оставшихся квадратов пополам (если бумага зеленая только с одной стороны, то треугольник должен получиться белым).
15. Согните первый слой треугольника, опуская левую сторону на нижнюю.
16. Согните уголки от себя.
17. Сложите другие листья.
18. Согните формат пополам, совмещая короткие стороны. Сделайте такую открытку, показываю, какая открытка должна получиться.
19. Подведение итогов.
Обратите внимание, какая открытка должна получиться у вас на развороте.
Чему научились на данном этапе занятия?
Самооценка и взаимооценка выполненных работ.