ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛИНКОВИЧСКОГО
РАЙИСПОЛКОМА
ПРИКАЗ
«12» января 2021 №22
г.Калинковичи
Об организации в учреждениях общего среднего образования школьных лесничеств
В целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края, расширения и углубления знаний в области биологии, экологии, других естественных наук, охраны природы, формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить районное положение о школьном лесничестве (прилагается).
2. Руководителям государственных учреждений образования (далее – ГУО) «Базовая школа №5 г.Калинковичи» (Змушко С.М.), ГУО «Средняя школа №7 г.Калинковичи» (Ходько С.Г.), ГУО «Горбовичский детский сад – средняя школа» (Кастрица Е.Н.), ГУО «Зеленочский детский сад – базовая школа» (Черняков Л.И.), ГУО «Средняя школа №4 г.Калинковичи» (Заренок Л.В.), ГУО «Озаричская средняя школа» (Тетерич Т.П.), ГУО «Шиичский детский сад – средняя школа» (Пархоменко И.И.) в учреждениях образования организовать работу школьных лесничеств согласно положению.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заведующего ГУО «Калинковичский районный учебно - методический кабинет» Васильцову И.А.
Заместитель начальника В.И.Ясковец
Мороз 43358
С приказом ознакомлены: И.А.Васильцова
С.М.Змушко
С.Г.Ходько
Е.Н.Кастрица
Л.И.Черняков
Л.В.Заренок
Т.П.Тетерич
И.И.Пархоменко
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
отдела образования
Калинковичского райисполкома
________________В.И.Ясковец
Положение о школьных лесничествах
1. Школьные лесничества являются объединениями по интересам, создаваемыми из числа учащихся учреждений общего среднего образования на основе общего интереса к лесу как природному комплексу, а также к осуществлению деятельности, направленной на охрану, защиту и воспроизводство лесов, рациональное (устойчивое) использование лесных ресурсов.
Школьные лесничества создаются для достижения учащимися следующих целей:
развития личности, формирования и развития творческих способностей,
удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации к жизни в обществе, организации свободного времени, профессиональной ориентации.
Деятельность школьных лесничеств направлена на:
воспитание у учащихся любви и бережного отношения к лесному фонду и природе родного края;
расширение и углубление знаний учащихся в области биологии, экологии, других естественных наук, охраны природы;
формирование трудовых умений и навыков учащихся в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального (устойчивого) использования лесных ресурсов.
Основными задачами школьных лесничеств являются:
- изучение учащимися леса как природного комплекса – основы лесного фонда;
- воспитание у учащихся бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области естественных наук;
- овладение учащимися технологиями и практическими навыками проведения следующих лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных Лесным кодексом Республики Беларусь, в том числе:
предупреждение и пресечение незаконных рубок, других нарушений законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды;
своевременное выявление очагов вредителей и болезней лесов, прогнозирование их распространения и развития;
предупреждение и пресечение повреждения или уничтожения лесов в результате хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на леса, а также предотвращение вредного воздействия на них неблагоприятных факторов окружающей среды;
выращивание посадочного материала лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения.
-
- Организация и содержание работы школьных лесничеств
- Школьные лесничества создаются в учреждениях образования по приказу руководителя учреждения образования, издаваемому при наличии ходатайства руководителя государственного лесохозяйственного учреждения, подчиненного республиканскому органу государственного управления по лесному хозяйству (далее – лесхоз). Прием лица в школьное лесничество производится на основании заявления, при предъявлении свидетельства о рождении. Заявление может быть подано законным представителем несовершеннолетнего. На основании этих заявлений составляется список школьного лесничества (Приложение 1).
- Работа школьных лесничеств организуется в соответствии с Постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 16.02.2001 № 2 (в редакции постановления Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 30.06.2016 № 10), Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 N 35, от 08.05.2013 N 37, от 27.06.2014 N 53), Уставом учреждения образования, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, настоящим Положением.
- Школьные лесничества осуществляют деятельность на определяемых приказами руководителя лесхоза частях территорий лесного фонда, предоставленных этим лесхозам для ведения лесного хозяйства, в течение учебного года и каникул в соответствии с планом работы школьного лесничества.
4. План работы школьного лесничества определяет цели и задачи изучения содержания образовательных тем, областей, связанных с лесным фондом как природным комплексом, с осуществлением деятельности в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального (устойчивого) использования лесных ресурсов, уровни и срок их изучения, план, время, отведенное на изучение образовательных тем, областей, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
5. Обязанности по осуществлению непосредственного руководства школьным лесничеством возлагаются руководителем учреждения образования на педагогического работника. К посильному участию в работе школьных лесничеств могут привлекаться учащиеся 6-7 классов. При условии обеспечения соблюдения требований охраны труда, соответствующих их возрасту режима труда и отдыха для них выбираются доступные виды и формы труда.
6. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение года члены школьных лесничеств выполняют во внеурочное время, в часы, отведенные для трудового обучения, в часы общественно полезного труда (далее - ОПТ) согласно действующим учебным планам учреждений образования на учебный год.
7. Члены школьных лесничеств имеют право носить во время работы в лесничестве форменную одежду со знаками различия и иметь соответствующие удостоверения. Описание форменной одежды, знаков различия и форма удостоверения устанавливаются Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
1.3 Охрана труда
- Члены школьных лесничеств проходят обучение по охране труда в виде вводного инструктажа первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ. Обучение проводится инженером по охране труда лесхоза, лесничим и назначенным лесхозом заместителем руководителя школьного лесничества.
- Члены школьных лесничеств допускаются к работе только после проверки их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда.
- Педагогические работники, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьных лесничеств, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной и радиационной безопасности.
- Члены школьных лесничеств работают только в дневное время и не допускаются к работе с ядохимикатами.
- Запрещается использование труда членов школьных лесничеств для выполнения работ в зонах радиоактивного загрязнения.
1.4 Обязанности учреждения образования и лесхоза по организации работы школьных лесничеств
1. Руководство учреждения образования и руководитель лесхоза (либо по его поручению руководитель лесничества):
ежегодно рассматривают и утверждают план работы школьного лесничества;
оформляют договор (Приложение 3);
создают необходимые условия для работы школьного лесничества и выполнения учебного плана;
несут ответственность за организацию работы школьного лесничества, за безопасные и здоровые условия труда учащихся;
поощряют членов школьных лесничеств.
- Директор школы:
назначает педагогического работника, ответственного за работу школьного лесничества;
выделяет помещение для размещения школьного лесничества, проведения теоретических и практических занятий, организации музея (уголка) природы, уголка профессиональной ориентации.
- Директор лесхоза:
назначает специалиста для организации работы школьного лесничества;
выделяет и закрепляет за школьным лесничеством участок лесного фонда, предоставляет на него необходимые картографические материалы и таксационные описания (их копии);
для проведения практических занятий в лесу выделяет необходимый инвентарь, оборудование и механизмы;
содействует обеспечению членов школьного лесничества форменной одеждой и знаками различия, удостоверениями установленного образца
- Исходя из конкретных условий руководством учреждения образования и руководством лесхоза (лесничества) могут быть предусмотрены договором иные права и обязанности.
Приложение 1
Список
школьного лесничества_________________________________
Государственного учреждения образования «___________________________________________________________»
Руководитель школьного лесничества_____________________________
Лесничий школьного лесничества_________________________________
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Класс |
Руководитель школьного лесничества _________________________
(подпись) (ФИО)
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ Директор лесхоза _______________ (подпись) (ФИО) |
УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения образования ______________ (подпись) (ФИО) |
План (примерный)
работы школьного лесничества_________________________________
Государственного учреждения образования «___________________________________________________________»
- Основная база для работы школьного лесничества: закрепленная площадь леса____га, питомника________га, количество кварталов
- Производственное здание (посадка и посев леса, закладка питомников, уход за лесом и питомником, выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов, сбор семян и т.д.).________________________________________________________________________________________________________________________
3.Опытничество. Темы опытов, задание. Площадь, занятая под каждым опытом, количество вариантов и повторностей по темам опытов, ответственные по каждому опыту. Сроки проведения: ___________________________________________________________________________________________________________________________
4.Изучение природных способностей и богатств своего района (растительный и животный мир леса, памятники природы и т.д.)________________________________________________________________________________________________________________________
5.Охрана леса и разъяснительная работа среди учащихся и населения (организовать охрану леса путем обхода своих участков, беседы) ___________________________________________________________________________________________________________________________
6.Охрана и подкормка диких полезных птиц, животных и насекомых (изготовить и развесить гнездовья на территории лесничества, организовать охрану муравейников, сделать домики-кормушки и развесить их по лесным обходам) ____________________________________________________________________________________________________________________________
7.Проведение теоретических и практических занятий:
учебные задания по классам и предметам (по химии - лесные индикаторы, биологии - значение лекарственных трав, математике - измерить и вычислить возраст дерева и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________
- Культурно-массовая работа:
организация тематических мероприятий («День птиц», «Белорусский лес», «Осенние листья» и т.д.) _______________________________________________________________________________
- Культурно-массовая работа:
проведение бесед, лекций, диспутов, встреч с работниками лесного хозяйства и т.д. Указать сроки проведения, ответственных за проведение_________________________________________________________________________________________________________________
- Организация лагеря труда и отдыха______________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель школьного лесничества _________________________
(подпись) (ФИО)
План по месяцам (примерный)
работы школьного лесничества_________________________________
Государственного учреждения образования «___________________________________________________________»
№ |
Месяц |
Виды работ |
Ответственный за выполнение |
Руководитель школьного лесничества _________________________
(подпись) (ФИО)
Приложение 4
ДОГОВОР (примерный)
“___”__________20___г. между ГУО “___________________________” и лесхозом/ лесничеством ______________________________________
о работе школьного лесничества________________________________
В целях более тесной связи учреждения образования с лесохозяйственным производством, создания лучших условий для трудового обучения учащихся и воспитания у них добросовестных отношений к труду ГУО «______________________________________»
и лесхоз/ лесничество заключили договор на срок___________________
Обязательства учреждения образования
Силами школьного лесничества в количестве_____ человек оказывать помощь в выращивании питомника, сборе семян, лекарственного сырья, подкормке птиц и др._________________________________________________________________________________________________________________________
В процессе выполнения работ провести опыты по следующим темам: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обязательства лесхоза/лесничества
- Выделить школьному лесничеству:
- участок леса_____________________________________га
- питомник_______________________________________ га
- минеральных удобрений_________ кг (перечислить виды)
- посадочный материал (указать культуру, количество)________
- лесохозяйственную технику (указать какую, примерные сроки)________________________________________________
- Обеспечить квалифицированное руководство лесохозяйственным трудом. Для этого закрепить за школьным лесничеством (указать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность) специалистов ______________________________________________________________
- Оплачивать труд учащихся в соответствии с законодательством о труде подростков
Директор учреждения образования_______________________________
(подпись) (ФИО)
Директор лесхоза______________________________________________
(подпись) (ФИО)